ЖД билеты Авиа билеты Забронировать отель Билет на автобус
Регистрация Забыли пароль? Авторизация
Главная НовостиМотель в России больше, чем мотель

Мотель в России больше, чем мотель

История

Для начала определим терминологию, которой мы будем оперировать в наших изысканиях. Мотель в его классической интерпретации представляет собой гостиницу, вход в номера которой, как правило, осуществляется с улицы. Таким образом, первое и главное отличие от гостиницы заключается в том, что двери в гостиничный номер находится не внутри, а снаружи помещения. Такая архитектурная особенность имеет практический смысл – она обеспечивает постояльцам максимальную анонимность и минимум контактов с персоналом и другими гостями, что важно для полноценного отдыха, путешествуя на большие расстояния. В большинстве случаев, мотель не обременяет себя дополнительными услугами и не держит большое количество персонала, что обуславливает относительно низкую стоимость проживания. В качестве компенсации за минимальный сервис мотель дает возможность избежать лишних формальностей при оформлении и бесплатно припарковать автомобиль. Последнее является обязательным атрибутом мотеля, поскольку само название «мотель» было сформировано путем слияния слов motor и hotel – гостиница для путешествующих на автомобиле. Начало этой концепции положил мотель Артура Хейнемана Motel Inn of San Luis Obispo (Milestone), который был открыт в США в 1925 году и располагался на полпути от Лос-Анджелеса к Сан Франциско. Он стал альтернативой палаточным городкам и кемпингам (первый был открыт в Аризоне в 1901 году) для авто и мото туристов. Как правило, мотель имеет прямоугольную или L– образную форму с примыкающим к нему мини-офисом и, в некоторых случаях, небольшим помещением для примитивного завтрака.

В мотеле крайне редко можно найти полноценный ресторан, поскольку его содержание требует дополнительных расходов от собственника и он не окупается. От классического отеля он также отличается тем, что расположен, как правило, вне мегаполисов, если это не так называемые Love motels, рассчитанные на совершенно иную категорию гостей. С развитием франчайзинга многие из самостоятельных мотелей стали работать под известными сетевыми брендами, наибольшую активность среди которых проявил Holiday Inn, первым стандартизировавший услуги придорожных гостиниц. Дальнейшее развитие поддержали сети Choice Hotel International, Econo Lodge и ряд других.

 

Российская специфика

В большинстве случаев, российские мотели возникли из придорожных кафе путем пристройки к ним гостиничных номеров. Соответственно и акценты смещены в первую очередь в область общепита. Типичный российский мотель – двух или трехэтажное здание со входом в кафе (ресторан) и гостевыми номерами на верхних этажах, поскольку первый занят под кухню и своеобразный бэк-офис. Как правило, номерной фонд большинства из них не превышает 50 номеров. В отличие от западных, особенно американских, мотелей основной доход приносят именно услуги ресторана, а не аренды номерного фонда. Этим обсуловлено сравнительно небольшое предложение по услугам размещения. В российских поисковых системах запрос «мотель» принес около 20 выходов на сайты самостоятельных мотелей, в основном расположенных на трассах южного направления и Прибалтики. Это объяснимо, поскольку основной поток автотуристов приходится на направления Юг и Европа (через страны Балтии). Госкомстат России, оценивает расположение мотелей следующим образом около 48% мотелей находится в Центральном округе, 24% - в Южном, 12% - в Сибирском, 12% - в Северо-Западном и еще 4% рассредоточено по другим регионам.

Вместе с тем, среди представленных в сети мотелей немало объектов, которые при всем желании мотелем назвать нельзя. Так мотель «Айвенго» в 18 км от Москвы предлагает гостям комплекс услуг и развлечений, включая казино, картодром, конно-спортивный комплекс, развлекательный комплекс и ряд других, не присущих сегменту атрибутов. Мотель «Чайка» в Перми имеет в своем активе пейнтбольный клуб, лыжную трассу, футбольное поле и иные подобные развлечения. Логично предположить, что целевая группа такого «мотеля» не автотуристы, которым необходимы только ночевка и завтрак. Остается загадкой, для чего называть столь диверсифицированный объект мотелем.

Таких объектов больше, чем кажется. В наборе услуг почти половины мотелей присутствуют не свойственные классической концепции массажные кабинеты, игровые залы, рестораны, банкетные и тренажерные залы. Таким образом, происходит смешение понятий «мини-отеля» и «мотеля». Например, мотель «АК Барс» под Казанью сделал стоянку автомобилей платной услугой, что само по себе является очень спорным решением для этой категории гостиничных предприятий. Немало и иных «нестыковок». К примеру, все мотели сети «Евразия», расположенные в Ростове-на-Дону, грешат архаичным принципом 20%-й наценки за бронь. При этом, забронировать номер можно только до 23 часов.

Складывается впечатление, что рынок мотелей испытывает дефицит номеров и только поэтому позволяет пропускать такие вольности в стратегии. Помимо всего прочего, называть гостиницу «мотелем» стало своеобразным маркетинговым приемом, чтобы выделить ее из ряда других.

 

Другая крайность – деревянные времянки рядом с парковками большегрузов, которые представляют собой фактически строительные вагончики для ночевки.

В отличие от западного рынка, российские мотели редко прибегают к тематическому оформлению, тогда как, например мотели в США часто стилизованы под определенную тематику – вестернов, индейских резерваций или даже космического корабля. В нашей стране встретить яркую неоновую вывеску у дороги весьма затруднительно. Вообще, отсутствие придорожной рекламы мотеля – показательный рудимент отечественного гостиничного рынка.

 

Развитие

Еще два года назад интернет изобиловал анонсами насчет вхождения на рынок мотелей крупных игроков – анонсировался приход Stop Inn, объявила о своем старте отечественная сеть Douglas, однако на текущий момент хоть сколь-нибудь ощутимой динамики в сегменте не наблюдается. Интересно, что в свое время в прессе звучало название управляющей компании «Мотель Отель Менеджмент», которая позиционировалась как отраслевая УК, ориентированная, в том числе на сегмент придорожных гостиниц. В данный момент на сайте компании нет информации о введенных в эксплуатацию объектах. Равно как и не удалось найти информацию о запуске новых отелей сети Douglas, кроме открытого в 2005 году мотеля на 85 км. автодороги «Украина». Можно предположить, что развитие мотелей тормозит недостаточное количество туристов, путешествующих на автомобилях, однако, летом на южных направлениях найти свободное место весьма и весьма затруднительно. Конечно, фактор сезонности никто не отменял, но при грамотном ценообразовании мотель вполне может быть рентабелен, работая и с нестабильной годовой загрузкой.

Даже если не брать в расчет официальную статистику Госкомстата, которая утверждает, что в России всего 53 мотеля, фактическое их количество, по оценкам экспертов, приближается к двум тысячам. Это катастрофическим мало. В сопоставимых по территории с Россией США открыто, по разным оценкам, от 20 до 40 тысяч мотелей. Даже учитывая существенно более низкую мобильность россиян, разница колоссальная.

В итоге

Рынок мотелей исторически формировался из предприятий малого, чаще всего семейного бизнеса, о котором так много говорят в последнее время и запуск которого сопряжен со всем известными законодательными и иными барьерами, свойственными российской действительности. Это серьезно затрудняет развитие мотельного сегмента. Что касается западных операторов, то при нынешнем дефиците классических гостиниц с более высокой маржой вряд ли стоит ожидать появляния крупных международных игроков на рынке мотелей.

Итак, становится ясно, что решение проблемы лежит не в плоскости отсутствия интереса со стороны инвесторов, а в ряде совершенно других причин, которые без комплексного подхода решить вряд ли удастся. 

Полезным ли оказался для вас сайт?



Показать результаты голосования?
61.77%
Да
38.23%
Нет